Обращение директора

    


Уважаемые посетители!
Рада приветствовать вас на страницах официального сайта Гимназии № 4!

читать далее...

Поиск по сайту

rectangle-3d-1560x736

21211

233232

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterCегодня2165
mod_vvisit_counterВчера1582
mod_vvisit_counterЭта неделя2165
mod_vvisit_counterПрошлая неделя19825
mod_vvisit_counterЭтот месяц104768
mod_vvisit_counterпрошлый месяц252221
mod_vvisit_counterВсе дни8349344

на сайте

Сейчас 112 гостей онлайн

 

Вход

Гимназия №4. г.о. Нальчик, Кабардино-Балкарская Республика
Воскресенье, 26 Июня 2011 19:46

Выпускной бал- 2011!

Автор

Бал выпускной - это славная дата,
Миг - и ребятам вручат аттестаты.
Ведущая. Кажется всем, что событие это
Празднует с нами сейчас вся планета!
25 июня в гимназии прошел прощальный школьный праздник выпускников 2011 года!

 

 

 

 

 

 

 

Казалось, что только вчера закончились уроки. И вот, позади осталась самая горячая, самая напряженная пора – пора экзаменов. Наши девятиклассники с достоинством выдержали это нелегкое испытание. И сегодня в торжественной обстановке состоялось вручение аттестатов о неполном среднем образовании. С приветственным словом обратилась к выпускникам директор школы Римма Артаговна Нагоева: «Находите время для работы – это условия успеха.Находите время для размышлений – это источник силы.Находите время для игры – это секрет молодости.Находите время для чтения – это основа знаний.Находите время для дружбы – это условие счастья.Находите время для мечты – это путь к звездам.Находите время для любви – это истинная радость жизни.

                                                                      Находите время для веселья – это музыка души».

Замечательный 9 "А"

Вторник, 21 Июня 2011 09:32

Дополняя реальность

XII Международный интерактивный форум образовательных технологий "Дополняя реальность"

9 июня 2011г. в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) при поддержке Лиги образования прошёл Международный форум образовательных технологий "Дополняя реальность", в работе которого принимала участие заведующая отделом по ИКТ МОУ "Гимназия № 4" г.о. Нальчик Тхамокова Фатима Тутовна.

Воскресенье, 12 Июня 2011 07:43

Зулия Гедгафова - учитель года КБР-2011

Автор

          В гимназии №1 города Нальчика с 28 по 31 мая состоялся финал республиканского конкурса «Учитель года КБР- 2011». В финале конкурса приняли участие 6 учителей – победителей городских и муниципальных этапов конкурса «Учитель года-2011». В течение двух конкурсных дней участники финала представили на суд жюри методику преподавания, мастер класс, отражающий одно из направлений в системе воспитательной работы педагога, а также поучаствовали в открытой дискуссии на обсуждение актуальной общественно значимой проблемы.

Абсолютным победителем в номинации «Учитель года КБР-2011» стала учитель начальных классов гимназии №4 города Нальчика Зулия Гедгафова. В сентябре этого года Зулия Гедгафова представит республику в финале Всероссийского конкурса «Учитель года России-2011».

Педагог нашей гимназии Карданова Марина Зауровна в составе делегации приняла участие в работе VI съезда Всероссийского педагогического собрания в г. Москве. Темой общероссийского форума, который объединил педагогов, родителей, представителей общественных организаций, стало обсуждение новых форм взаимодействия трех составляющих воспитательного процесса – учителя, семьи и общества.

     В гимназии провели VII школьную научно-практическую конференцию учащихся «Мир глазами учеников-исследователей».

Пятница, 03 Апреля 2009 02:09

Новости

с 23 по 30 марта в МОУ СОШ № 4 г. Нальчика прошла вторая сессия в рамках Международного проекта «Кросс-культурное взаимодействие и мир на Кавказе. Уклад поликультурной школы».
Четверг, 02 Апреля 2009 18:09

Программа развития гимназии

Автор

I. Краткая аннотация Программы

Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Нальчика Кабардино-Балкарской Республики (далее – Программа), рассчитанная на период 2006-2010гг., разработана на основе следующих документов:- Закона РФ «Об образовании»;- Закона КБР «Об образовании»;- Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года;- Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года.При разработке Программы учитывались результаты и опыт, накопленный в ходе реализации предшествующей Программы развития на 2000-2005гг., которая сыграла большую позитивную роль в жизни школы. Решение запланированных в ней задач позволило существенно обновить содержание образования, укрепить материально техническую, нормативно-правовую и методическую базы образовательного процесса, заложить основы для развития государственно-общественных форм управления школой, настроить педагогический коллектив на решение новых задач по повышению качества образования.Главная цель данной Программы, являющейся логическим продолжением предыдущей, – повысить эффективность использования накопленного потенциала, придать дальнейший импульс развития всем компонентам учебно-воспитательного процесса и обеспечить качество и доступность предоставляемых школой образовательных услуг на уровне современных требований. Особенностью Программы является ее нацеленность на управление рисками, неизбежно возникающими в ходе модернизации российского образования. Использовать с максимальной эффективностью заложенный в проводимых реформах позитивный потенциал и минимизировать их возможные негативные последствия – вот лейтмотив разработки данной Программы, которая будет реализовываться поэтапно.

II. Миссия школы, стратегическая цель и основные направления ее развития В ходе проведенных исследований общественного мнения, мнения потенциальных заказчиков предоставляемых школой образовательных услуг и участников образовательного процесса, а также анализ тенденций социально-экономического развития как республики в целом, так и микрорайона, в частности, сформулирована миссия школы, которую мы видим в: 1. Целенаправленном формировании и развитии ключевых компетенций, необходимых выпускникам для самоопределения и достижения жизненного успеха в динамично меняющемся мире.2. Формировании и удовлетворении образовательных потребностей различных категорий граждан, в том числе слабослышащих детей, путем предоставления им доступных и качественных образовательных услуг.Для успешной реализации указанной миссии, необходимо решить ряд проблем, имеющихся в школе; внести определенные коррективы как в организацию управления, так и в содержательную, технологическую и нормативно-правовую базы учебно-воспитательного процесса; поднять на качественно новый уровень квалификацию педагогических кадров. Комплексное решение этих задач возможно лишь на основе системного подхода. Исходя из этого определена стратегическая цель развития школы:Обеспечить комплексное развитие имеющихся ресурсов (кадровых, материально-технических, научно-методических, организационно-управленческих) и сформировать на их основе целостную внутришкольную систему, позволяющую на уровне современных требований решать задачи воспитания и обучения граждан, формирования у обучающихся ключевых компетенций, необходимых им для дальнейшего самоопределения и самореализации.Для достижения этой стратегической цели необходимо решить ряд задач, направленных на:1. Обновление содержания образования. 2. Разработку и внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебно-воспитательного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию нового содержания образования.3. Создание внутришкольной системы управления качеством образования, обеспечивающей объективную оценку и повышение качества образования в соответствии с требованиями государственных стандартов и основных заказчиков образовательных услуг.4. Внедрение механизмов государственно-общественного управления школой.5. Внедрение механизмов, способствующих достижению школой определенной экономической самостоятельности.

III. Информационная справка о школе

3.1. Общие сведения

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 с углубленным изучением отдельных предметов» начала функционировать как начальная школа в 30-х годах прошлого столетия. Со времени своего основания школа несколько раз меняла свой статус и место расположения, но всегда оставалась востребованной и с честью выполняла свою миссию, неустанно вела поиски наиболее приемлемых путей своего развития, о чем красноречиво свидетельствует ее история. До 1935г. школа функционировала как начальная школа, которая была реорганизована в неполную среднюю, а с 1939г. – в старшую школу. С 1946 по 1953гг. школа располагалась на углу улиц Кабардинская и Толстого и называлась 4-ой мужской средней школой.Статус «Средняя школа №4» наше образовательное учреждение получило в 1953 году, и в том же году ей было предоставлено нынешнее здание, расположенное по центральной улице г.Нальчика.Проектная мощность школы – 600 чел. Реальная наполняемость 1320. В школе имеются 63 учебных кабинета, столовая на 120 мест, 2 спортивных зала общей площадью 440 кв.м., 3 компьютерных класса, 2 медицинских кабинета – терапевтический и стоматологический, библиотека, столярная и слесарная мастерские, кабинеты кулинарии и швейного дела, кабинет ИЗО и художественного труда для начальной школы, кабинет ритмики, кабинет музыки, актовый зал на 200 чел.

3.2. Краткая характеристика социального окружения школы

Школа расположена в центре города, где сосредоточены социально значимые объекты – Парламент КБР, Центральный рынок, авто- и железнодорожный вокзалы, Государственная национальная библиотека КБР, музыкальный театр, Республиканский краеведческий музей, Государственный концертный зал, Республиканская мечеть и церковь, городской Центр занятости, отдел по делам миграции при МВД. В здании школы расположены Республиканская теннисная школа, СДЮШОР №1 (велоспорт), СДЮШОР №2 (баскетбол), кружок по моделированию ракет. Также в микрорайоне школы действуют десятки парикмахерских, салонов красоты и сотовой связи.

3.3. Инновационная деятельность школы.

Общественно-политические процессы 90-х гг. прошлого столетия, существенно изменившие условия жизнедеятельности, наше мировоззрение и целевые установки, не могли не отразиться на деятельность как системы образования в целом, так и отдельных образовательных учреждений. Принятие в 1992г. Федерального Закона «Об образовании», предоставившее образовательным учреждениям определенную самостоятельность в выборе содержания образования, образовательных технологий и организации учебно-воспитательного процесса, стимулировало инновационную деятельность школы, подтолкнуло ее педагогический коллектив к поиску своей индивидуальности, своего места в образовательном пространстве. Подтверждением активности инновационной деятельности школы и динамичности ее развития являются произошедшие за последние годы изменения. В 1993г. на базе школы открыт филиал 2-ой музыкальной школы.С 1994г. ведется обучение слабослышащих детей в специальном (коррекционном) классе начальной школы.В 1997г. школа получила статус общеобразовательной школы с культурологическим обучением и воспитанием.В 1998г. школа стала лауреатом Всероссийского конкурса «Школа года»; в том же году она получила статус общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов. В 2000-2002гг. в рамках республиканского проекта «Модернизация управления качеством образования в КБР» в школе апробировалась новая модель управления качеством образования. В 2001-2002гг. начата экспериментальная отработка учебной программы Н.Ф.Виноградова «Начальная школа XXI века». В 2002-2003гг. школа принимала участие во Всероссийском проекте «Case study», а с 2006г. является активным участником международного проекта «Формирование толерантной поликультурной среды в школах Северного Кавказа», инициированного Британским Советом.В своей образовательной деятельности школа пытается максимально учитывать образовательные запросы населения, следствием чего явились открытие с 2004г. специализированного футбольного класса; введение иностранного языка в начальной школе; второго иностранного языка и информатики с 5-го класса; мировая художественная культура в 7-8 классах; основы мировых религий в 10-11 классах.В школе проводится эксперимент по отработке различных подходов к решению проблемы организации предпрофильной подготовки выпускников основной школы и профильного обучения на старшей ступени общего образования. В настоящее время школа является интегрированным учебным заведением с углубленным изучением отдельных предметов. имеющим право на реализацию общеобразовательных программ от дошкольного до среднего (полного) общего образования, что подтверждается лицензией №028965 и свидетельством о государственной аккредитации №АА 076110.

3.4. Структура управления школой.

Управление школой строится на принципах единоначалия и самоуправления.Высшим коллективным органом управления является Конференция представителей педагогического коллектива, родителей и учащихся, которая принимает важнейшие решения по различным направлениям деятельности школы.В школе сформированы и активно действуют такие органы самоуправления, как Совет школы, Попечительский Совет, Педагогический совет, Методический совет, Профсоюзный комитет, которые, гармонично дополняя друг друга, обеспечивают разносторонний анализ ситуации в школе и способствуют принятию более выверенных управленческих решений.

3.5. Характеристика образовательного процесса, его организационно-педагогическое и программно-методическое обеспечение.

На основании имеющейся лицензии школа осуществляет образовательную деятельность по общеобразовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, специального (коррекционного) и дополнительного образования. В школе с 1994г. функционируют классы для слабослышащих детей.Учебные программы разработаны с учетом более полного обеспечения преемственности между ступенями обучения в соответствии с реализуемой Программой «Преемственность». Образовательный процесс на дошкольной ступени общего образования строится на основе следующих программ:- «Программа воспитания и обучения в детском саду» подОсвоение программ начальной ступени общего образования рассчитано на четыре года. Режим работы – в первых классах 5-дневная рабочая неделя; в остальных классах 6-дневная рабочая неделя.Основными целями данной ступени обучения являются:- обучение детей грамоте, навыкам чтения, письма, счета;- развитие их познавательных и речевых способностей, общеучебных умений и навыков;- формирование интереса к родному языку как в важнейшему средству речевого общения;- формирование культуры, самостоятельности мышления, основ личной гигиены и здорового образа жизни.Образовательный процесс строится на основе следующих программ:- программа развивающего обучения Л.В, Занкова;- проект «Начальная школа ХХ1 века»(под ред. Виноградовой Н.Ф.);- вариативные программы:- по математике Л.Г.Петерсона, - по природоведению А.А. Плешакова, - по художественной деятельности Б.М.Неменского; - по англ.языку «Английский язык нового тысячелетия» (автор Н.Н.Деревянко);- традиционная программа.Приоритет отдается развивающему обучению как наиболее эффективному и проработанному для данной возрастной группы школьников.Многие предметы в начальной школе изучаются через интегрированные уроки: «Грамота», «ИЗО и художественный труд», «Окружающий мир». Такая интеграция не отвергает дифференциацию в обучении, а в большей степени, чем традиционное обучение, способствует воспитанию широко эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем.За последние три года на базе начальной школы проводились республиканские и городские семинары по проекту «Начальная школа ХХI века» (под ред. Виноградовой Н.Ф.). С 2006/2007 уч.года в школе введено обязательное изучение иностранного языка со 2-го класса, что позволяет реализовать принцип непрерывного языкового школьного образования в области изучения иностранных языков. Введение изучения иностранного языка в младшем школьном возрасте обосновано тем, что оно:- способствует развитию психических функций ребенка: его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения и т.д.;- стимулирует развитие общих речевых способностей ребенка;- создает базу для продолжения изучения данного языка в основной школе, а также открывает возможности для обучения второму иностранному языку, необходимость владения которыми становится все более очевидной. Свидетельством эффективности реализуемого образовательного процесса является качество обученности выпускников начальной школы, который на протяжении ряда лет остается достаточно высоким:

Качество обученности выпускников начальной школы(усредненные показатели за последние три года)

Учебный годПоказатели качества (%)
по рус. языкупо математикепо чтениюусредненные
2003-200476788573
2004-200575858672
2005-200677838772

Содержание образования на второй ступени является относительно завершенным и базовым для продолжения обучения на старшей ступени получения профильной подготовки.Особая роль на этой ступени отводится 5 и 9 классам. В содержание обучения пятиклассников заложен принцип преемственности с начальной школой, что позволяет им адаптироваться в новых условиях. Для девятиклассников создаются условия для осознанного выбора дальнейшей жизненной траектории и формируется база для продолжения обучения в профильных классах старшей ступени. Поэтому в учебный план вводятся занятия поисково-исследовательского характера по выбору учащихся, а также элективные курсы.Особенностью реализуемого на данной ступени учебного плана является следующее:- введение информатики с 5 класса;- введение второго иностранного языка с пятого класса;- изучение мировой художественной культуры в 7 – 8 классах;- интегрированные учебные курсы (история + «История КБР»; «География» + «География КБР»);- введение учебного предмета «Театр» для 5-6 музыкальных классов;- функционирование специализированного футбольного класса.Художественно-эстетический блок представлен курсом «Изобразительное искусство и художественный труд» по программе Б.М.Неменского. Программа развивает творческие способности учащихся в области декоративного оформления, основ конструкторского мышления. У учащихся формируется не только эстетический вкус, но и воспитывается творческая мысль в области эстетических вкусов. Мировая художественная культура помогает познать мир чувствами и осмыслить все разумом. Чувство и мышление вместе дают знания об окружающем мире. Изучая историю искусств, дети изучают историю людей, воплощенную в звуке, на холсте, на бумаге, на камне; постигая сложный язык искусства, дети учатся понимать самих себя.Предмет «Театр» создает детям условия для проявления своих нереализованных, нераскрытых способностей, оказывает помощь в избавлении их от закомплексованности в овладении основными элементами театрального творчества, в приобщении детей к миру театра. Результатом постижения мира через искусство являются ежегодные театральные постановки. В репертуаре учащихся постановка сказки А.С.Пушкина «Сказка о попе и его работнике балде» и сказки Л.Филатова «О Федоте Стрельце, молодом удальце». Учащиеся, изучающие «Театр», - постоянные участники внутришкольных праздников, их украшение. Введение информатики с пятого класса способствует более раннему вхождению учащихся в увлекательный виртуальный мир, развитию у них абстрактного мышления и умения работать с информацией.Открытие футбольного класса направлено на рациональное сочетание освоения общеобразовательных программ с углубленным учебно-тренировочным процессом. У учащихся данного класса формируются осознанное понимание необходимости вести здоровый образ жизни, мотивация на устойчивое саморазвитие и самосовершенствование.Достижения учащихся подтверждают правильность заложенных в открытии такого специализированного класса идей: - I место среди ДЮСШ КМВ на соревнованиях в г.Пятигорске;- I место в г.Геленджике среди ДЮСШ ЮФО;- успеваемость – 100%;- качество – 80%.Более качественному решению стоящих перед школой задач способствует широкий спектр реализуемых программ дополнительного образования, предоставляющих учащимся возможность апробировать себя в различных видах деятельности (интеллектуальной, трудовой, художественно-эстетической и т.д.).За годы существования школы в ней сложилась продуманная система воспитательной работы, направленная на обеспечение координированного роста свободы и ответственности личности, ее готовности к решению все усложняющихся нравственных задач. Мы принимаем активное участие в городских и республиканских воспитательных мероприятиях, наши ученики оказывают шефскую помощь Дому ребенка в г.Нальчике и госпиталю для военнослужащих в пос.Звездный. Разработана и реализуется комплексная программа экскурсионной работы, проводящейся в течение всего учебного года. Большой воспитательный потенциал заложен в ежегодно проводимых общешкольных мероприятиях: День знаний, День здоровья, неделя толерантности, Ученик года, Неделя детской книги, Посвящение в первоклассники, Посвящение в музыканты, День школы, День выпускника.Большое внимание уделяется профилактическим мероприятиям, которые гармонично дополняя реализуемый школой комплекс воспитательных задач, обеспечивают целостность системы воспитательной работы.Эффективность такого разнопланового подхода к воспитанию детей подтверждается, наряду с другими показателями, отсутствием за последние 2 года случаев правонарушений среди обучающихся. Учебно-воспитательный процесс в школе обеспечивают 104 педагогических работника. Это квалифицированный коллектив единомышленников, преданных педагогической деятельности, стремящихся к профессиональному росту, умеющих воспринимать новое и находить ему практическое применение в школьной жизни. Качественный состав педагогических работников СШ №4

ОбразованиеСтаж работыКвалификационный разряд
выс.н/вср.спец.<2 лет[2;5 ][5;10 ][10;20 ]>20 лет<121213141516
84317431437351634212751

Большую часть учителей – около 82% - составляют женщины. Такое соотношение мужчин и женщин в коллективе имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К сожалению, сфера образования, особенно российская школа, мало привлекательна для специалистов мужского пола. Удельный вес учителей пенсионного возраста незначителен (всего 14%), но их вклад в организацию жизнедеятельности школы невозможно преувеличить. Наряду с обучением и воспитанием детей и подростков они выполняют очень важную миссию, оказывая молодым специалистам помощь в адаптации к условиям школы и профессиональном становлении.В школе обучается более 1300 учащихся. Из-за малой проектной мощности школа вынуждена работать в две смены. Всего класс-комплектов – 54.

Количество обучающихся по ступеням

(в динамике за последние три года)

Учебный годI ступеньII ступеньIII ступеньИтого
2004-20054117482411400
2005-20064436882111342
2006-20074296301971258

Как видно из таблицы, наблюдается уменьшение количества детей. В основном это связано с общей демографической ситуацией в республике и миграционными процессами. Одним из приоритетных направлений нашей работы является выявление и развитие творческих способностей одаренных детей, их приобщение к проектной деятельности и работе в группах. На достижение этих целей направлена программа «Одаренные дети». В рамках этой программы проводятся ежегодные научно-практические конференции, на которых учащиеся представляют презентации своих проектов. Ряд наиболее интересных и значимых проектов, выполненных нашими учениками, нашли признание как на республиканском, так и на общероссийском уровне. Одним из результатов такой целенаправленной работы с одаренными детьми является положительная динамика победителей республиканских и всероссийских смотров, конкурсов и конференций за последние три года.

Количество победителей республиканских и всероссийских смотров, конкурсов и конференций за последние три года.

Учебный годКоличество победителейНаименование конкурсов
2003-20041Республиканский турнир «Интеллект-2003»
2004-20055Всероссийский открытый фестиваль детского и юношеского киновидеотворчества в номинации «Лучший сценарий фильма»;Всероссийский турнир по футболу среди ДЮСШ 1995г.р.;Республиканский турнир по футболу «Снеговичок»;XII Республиканская военно-спортивная игра «Победа»;Республиканская спартакиада молодежи допризывного возраста;
2005-200610Республиканский эколого-краеведческий конкурс «В гостях у госпожи природы – Ажам»;X республиканская конференция «Моя малая родина» (ботаника и экология растений);X Республиканская Научная конференция школьников «Чтения памяти В.И. Вернадского»;XI Республиканская конференция «Чтения памяти В.И. Вернадского» (ботаника);Республиканский эколого-краеведческий конкурс «В гостях у госпожи природы – Ажам»;Соревнование молодых исследователей программы «Шаг в будущее» по ЮФО;XVI Республиканская научная конференция школьников НОУ «Сигма»;Республиканский юниорский лесной конкурс «Подрост»;VIII открытая олимпиада – конференция «Созвездие-2007» (номинация «Медицина»);Республиканский туристический слёт «Равнение на Героев».

На качество обучения детей серьезный отпечаток накладывают социальный статус родителей и жилищно-бытовые условия семей.В школе в основном обучаются дети, проживающие в прилегающем микрорайоне (72%); 20% проживают в других районах города, 8% - в близлежащих и отдаленных селах. Больше половины родителей наших детей (65%) имеют высшее, 30% - среднее профессиональное и 5% - начальное профессиональное образование; 35% заняты в бюджетной сфере, 12% являются представителями малого и среднего бизнеса; 4% родителей имеют инвалидность разных групп; 5% составляют пенсионеры. Соответственно, жилищно-бытовые условия семей обучающихся имеют широкий спектр разброса: 33% проживают в частных домовладениях, 47% - в многоэтажных зданиях, 5% - в общежитиях, 15% - на квартирах из так называемого «переселенческого фонда». 20% семей являются неполными и лишь 12% - многодетными. Малообеспеченные семьи составляют 7%.Важными показателями качества нашей работы, наряду с качеством обученности учащихся, для нас являются состояние их здоровья и трудоустройство выпускников. На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся. Для ее решения мы принимаем определенные меры, которые, скорее сглаживают, чем решают проблему. Эти меры можно условно разделить на две группы – медицинские и педагогические. Меры медицинского воздействия включают: вакцинацию учащихся, контроль за сроками прививок, выделение групп медицинского риска, профилактическая работа и др. Для оказания медицинской помощи школа располагает терапевтическим и стоматологическим кабинетами.Меры педагогического воздействия направлены на формирование необходимых компетенций в сфере здоровьесберегающей организации своей жизнедеятельности, экологичного отношения к себе и окружающим. Экологичное отношение к себе – это особое восприятие мира, уважительное отношение к себе, формирование которых мы рассматриваем как одну из важнейших компонентов качественного образования. Кроме того, экологичное отношение к себе предполагает и природосообразное самоопределение.Говоря о самоопределении, мы исходим из того, что школа должна давать «путевку в жизнь», и очень важно, чтобы эта путевка не вела в никуда. Мы также убеждены в том, что невостребованное образование не может быть качественным. А потому тщательно отслеживаем жизненные этапы своих выпускников после школы.

Сведения о трудоустройстве выпускников за последние три года

Год оконч.Кол-во выпускниковПродолжили обучение Трудоуст-роены
в вузахв ссузахв учр-х НПОв 10 кл.
9 кл.11 кл.9 кл.11 кл.9 кл.11 кл.9 кл.11 кл.
2003-20041601019819-2113911
итого261981931392
2004-20051541078139116151072-
итого2618150211072
2005-2006174988335814138-3
итого272834351383
Общий итог794262112293847

Как видно из таблицы, практически все выпускники старшей ступени продолжают обучение в различных профессиональных учебных заведениях, что является показателем их конкурентоспособности.

IV. Концептуальное описание желаемого состояния школы.

Качественная реализация миссии школы возможно лишь на основе оптимальной организации и качественной реализации учебно-воспитательного процесса на всех ступенях общего образования, при котором на каждом уровне решаются специфические образовательные задачи, последовательно формирующие и развивающие необходимые для дальнейшего развития обучающихся ключевые компетенции. При этом:- дошкольная ступень обеспечивает развитие познавательных и речевых способностей детей, а также необходимых для обучения в начальной школе компетенций;- начальная школа формирует у детей желание и умение учиться; навыки общения и сотрудничества, здорового образа жизни; культуру поведения и речи; базу для освоения программ основного общего образования;- в основной школе продолжается формирование познавательных интересов обучающихся и их самообразовательных навыков; закладывается фундамент общей образовательной подготовки школьников, необходимой для продолжения образования на старшей ступени общего образования; создаются условия для самовыражения обучающихся в различных видах познавательно-преобразовательной деятельности на учебных и внеучебных занятиях в школе и за ее пределами; - на старшей ступени общего образования продолжается развитие у школьников навыков самообразования; формируются навыки самоорганизации и самовоспитания; завершается формирование ключевых компетенций, необходимых выпускникам для успешной адаптации в динамично меняющейся жизненной ситуации, самоопределения и самореализации. Исходя из этих предпосылок нами сформирована модель выпускника каждой ступени обучения.Выпускник начальной школы должен:- освоить общеобразовательные программы по предметам школьного учебного плана на уровне, достаточном для успешного продолжения образования на ступени основного общего образования (т.е. овладеть чтением, счетом, письмом, элементами теоретического мышления);- овладеть навыками учебной деятельности, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.Учащиеся, получившие основное общее образование, должны:- освоить на уровне требований государственных образовательных стандартов общеобразовательные программы по всем предметам школьного учебного плана;- знать свои гражданские права и уметь их реализовывать;- быть готовыми к формам и методам обучения, применяемым на ступени среднего (полного) общего образования и в учреждениях начального и среднего профессионального образования.Учащиеся, получившие среднее (полное) общее образование, это выпускники:- освоившие на уровне требований государственных образовательных стандартов общеобразовательные программы по всем предметам школьного учебного плана;- освоившие на повышенном уровне сложности общеобразовательные программы по предметам математика, физика, экономика, русский язык, литература, география;- освоившие содержание выбранного профиля обучения на уровне, обеспечивающем поступление и успешное обучение в учреждениях высшего профессионального образования;- овладевшие двумя иностранными языками на базовом уровне;- овладевшие основами компьютерной грамотности;- знакомые с основами менеджмента, предпринимательства;- умеющие быстро «встраиваться» в систему социально-экономических отношений;- умеющие работать в команде или группе;- владеющие культурой интеллектуальной деятельности;- знающие свои гражданские права и умеющие их реализовывать;- умеющие осмысленно и ответственно осуществлять выбор собственных действий, контролировать и анализировать их;- владеющие культурой жизненного самоопределения и самореализации;- уважающие свое и чужое достоинство;- уважающие собственный труд и труд других людей;- обладающие чувством социальной ответственности;- ведущие здоровый образ жизни.Систематически проводимые в школе диагностические исследования позволили сформулировать требования основных заказчиков предоставляемых школой образовательных услуг.Так, государство хочет, чтобы школа обеспечивала доступное и качественное образование, создавая условия для самореализации и сохранения здоровья обучающихся.Родители хотят, чтобы в школе были созданы все условия для качественного обучения и развития ребенка.Обучающиеся хотят, чтобы учитель не только давал знания, но и был открыт для общения, готов к диалогу.Учителя хотят социально-психологического комфорта, обеспеченного достойной зарплатой и минимальными требованиями со стороны администрации.Не секрет, что для успешной самореализации человек должен учиться всю жизнь. Учеба из привилегии стала правом, а в ряде случаев и обязанностью каждого, что должно найти отражение не только в технологии и содержании обучения, но еще и в организации школьного интерьера. В комплексе они должны обеспечивать, чтобы:

1. каждый учащийся был мотивирован на учебу, а каждый учитель – на педагогический труд;

2. учеба проводилась в условиях физического и психологического комфорта: учиться удобно, приятно, интересно, ничто не мешает и не отвлекает;

3. процесс учебы сопровождался только положительными эмоциями;

4. в школе давались одинаковые общеобязательные знания всем, но разными способами в зависимости от способностей учащихся, обеспечивая при этом специальные знания по их интересам;

5. реализовывалось право учеников на выбор приемлемого для себя пути достижения целей обучения.

Такой нам видится наша школа, одним из этапов становления которой станет реализация данной Программы.

V. Проблемно-ориентированный анализ деятельности.

Сведения, отраженные в информационной справке, свидетельствуют о том, что в школе сформирован необходимый минимум ресурсного потенциала, который способен, при его эффективном использовании, обеспечить качественную реализацию ее миссии и достижение поставленной цели.Несмотря на определенные достижения в обучении и воспитании, относительно стабильную динамику развития образовательного учреждения, у нас, как и у любой другой организации, имеется ряд проблем и противоречий, связанных как с внутренней логикой развития школы, так и с изменением социально-педагогической ситуации в стране и республике. Дальнейшее развитие школы и достижение поставленной стратегической цели как раз и предполагает их решение или, в крайнем случае, сглаживание, минимизацию или компенсацию их негативных последствий.Очевидно, что выстраивание стратегии преобразования, определяющей их очередность, темп, управленческие средства, должно опираться на реалистический анализ тех условий, в которых эти преобразования будут происходить. Учет реальных условий при любых нововведениях необходим потому, что современная наука, а что еще важнее и практика, доказали несостоятельность абстрактных представлений о рациональности и эффективности. С современной точки зрения, рациональным и эффективным является то, что способно работать в данной среде.Каковы особенности нашей школьной среды и где находятся те проблемные зоны, которые препятствуют реализации заявленной миссии?Прежде всего следует отметить, что эти проблемы и противоречия носят как объективный, так и субъективный характер.Будучи составным элементом единой образовательной системы на нас негативно отражаются инициируемые сверху и не всегда продуманные преобразования, загоняющие нас в «тиски» труднопреодолимых противоречий.К числу таких объективных противоречий можно отнести следующие.

1. Противоречие между необходимостью модернизации образования и реальными условиями ее осуществления. Ведь наша система образования формировалась в совершенно иных условиях и для решения иных задач. Да, современные образовательные задачи аналогичны прежним, но они должны решаться на совершенно новом качественном уровне, и к этому существующая система, к сожалению, не приспособлена. Как, например, самолет не приспособлен для космических полетов, для этого нужны иные технические средства, работающие на иных принципах.

2. Противоречие между перегруженностью содержания общего образования и необходимостью введения новых, востребованных временем учебных дисциплин, позволяющих, не нанося вреда здоровью школьников, повысить их конкурентоспособность.

3. Противоречие между ориентацией большинства школьных предметов на формирование знаний, умений и навыков и необходимостью формирования ключевых компетенций.

4. Противоречие между диктуемыми рыночной экономикой ценностями и общечеловеческими ценностями, формируемыми в школьной среде.

Конечно, это не полный перечень противоречий, продиктованных непростым временем, но и они позволяют судить о сложностях, испытываемых современной школой, пытающейся, если можно так выразиться, грубым ножом проводить тонкие хирургические операции. Рассматривая деятельность школы сквозь призму заявленной миссии, можно рассмотреть ряд проблемных зон, которые необходимо преодолеть на пути к достижению стратегической цели.

1. Проблемы кадровые, проявляющиеся в отсутствии:1) необходимых педкадров; 2) необходимых компетенций или мотиваций у имеющихся педкадров.В настоящее время школа испытывает дефицит таких специалистов, как педагоги-сурдологи, логопеды, учитель ИЗО. Этот перечень хотелось бы дополнить школьными декораторами (художник-декоратор, цветопсихолог и звукопсихолог). Ведь не секрет, что в школьном интерьере заложен мощный потенциал, который зачастую игнорируется, но при грамотном использовании может служить эффективным средством воспитания эстетического вкуса, повышения комфортности, эффективности обучения и уровня здоровья обучающихся и учителей.Многие исследователи, изучающие процесс профессионального развития учителя, отмечают следующие его этапы:- этап идентификации и адаптации;- этап самовыражения;- этап самореализации.Применительно к нашей школе можно говорить о том, что педагогический коллектив состоит из трех групп, отличающихся уровнем профессионального развития.На первой ступени личностно-профессионального развития находятся молодые специалисты и педагоги, самоопределяющиеся в профессии, функционирующие в профессиональной деятельности как ее исполнители. Для них характерны:- деятельность по инструкции, ориентация на четкое предписание методических рекомендаций;- заимствование образцов деятельности у коллег;- ориентация на конечный успех без выполнения действий, способствующих промежуточному успеху, т.е. успеху на уровне собственных действий;- акцентирование внимания на своих действиях без привлечения учащихся к решению педагогических задач.Учителя, находящиеся на второй ступени развития, имеют достаточное представление о собственной работе в целом, планируют и организуют ее самостоятельно. В структуре их деятельности проявляются все ее компоненты, обнаруживаются попытки выйти за пределы складывающихся ситуаций. Данный этап характеризуется интенсивным строительством индивидуальной системы педагогической деятельности, что позволяет учителю сформировать собственный «педагогический почерк», разнообразить применяемые способы деятельности. Вместе с тем педагога по-прежнему «интересуют репродуктивные методы обучения, а также различные дидактические средства, позволяющие обеспечить контроль учебной деятельности школьников и определить ее результативность. Учебная деятельность выступает в качестве доминирующего предмета педагогической деятельности». Затруднения в поиске эффективных средств и методов обучения вызывают у педагогов потребность как в самообразовательной деятельности, так и в овладении методическими и дидактическими ресурсами.Для учителей, находящихся на третьем этапе развития, характерны переосмысление педагогической деятельности, потребность в научно-исследовательской работе. Они ориентируются на ребенка, организуемые ими учебные ситуации и деятельность учащихся носят продуктивный, творческий характер. Отношения с учениками строятся на принципах уважения, ободрения, искренности, стимулирования активности.В связи с переориентацией школы на формирование у обучающихся ключевых компетенций, востребованность учителей, находящихся на третьем этапе своего профессионального развития, будет возрастать. А так как прохождение каждого из этапов закономерно, избежать или пропустить ступень невозможно, необходимы такие технологии повышения квалификации учителей, которые позволили бы ускорить прохождение ими двух первых этапов и их приобщение к научно обоснованной инновационной и проектной деятельности. Такая деятельность, по нашему убеждению, может служить также одним из рычагов повышения их мотивации и решения проблемы профессиональной дезадаптации, являющейся следствием их перенапряжения и переутомления.Наряду с приобщением учителей к научно-исследовательской работе для повышения эффективности решения задачи повышения их квалификации и мотивации, привлечения в школу и закрепления талантливых специалистов необходимо:1. Развивать и расширять в школе сферу платных образовательных услуг, что позволит осуществлять дополнительное материальное стимулирование педагогического персонала.2. Создать в школе привлекательные для сотрудников условия. Сегодня каждая серьезная фирма, стремящаяся закрепить сотрудников, предлагает им целый комплекс льгот, включающий дополнительное медицинское страхование, оплату семейного отдыха, финансирование профессиональной переподготовки и т.д. Конечно, школа не может конкурировать с крупными бизнес-структурами. Но по мере развития школы мы будем стремиться к созданию так называемого «социального пакета», способного повысить уровень комфортности для работы в школе.3. Повысить уровень доступности каждого учителя к мировым информационным ресурсам через оснащение рабочих мест соответствующей материальной базой.

2. Проблемы, связанные с переориентацией содержания и технологий обучения на достижение нового качества образования.

Эти проблемы являются следствием обозначенных выше объективных противоречий между:- перегруженностью содержания общего образования и необходимостью введения новых, востребованных временем учебных дисциплин, позволяющих, не нанося вреда здоровью школьников, повысить их конкурентоспособность;- ориентацией большинства школьных предметов на формирование знаний, умений и навыков и необходимостью формирования ключевых компетенций.Для их решения необходим комплексный подход, предполагающий максимальную активизацию учебного процесса, увеличение удельного веса самостоятельных занятий, индивидуальный подход к каждому ученику, развитие информационных технологий. Достижению новых целей и нового качества образования препятствует отсутствие необходимой понятийной базы, которая придала бы нашему движению четкую направленность. Не случайно И.Кант подчеркивал: «Определяйте значения слов. Этим Вы избавите человечество от половины его заблуждений». К сожалению, мы зачастую игнорируем это предостережение знаменитого философа, вследствие чего поступательное развитие подменяется бессмысленным блужданием. Цели и качество образования проще сформулировать на языке ключевых компетенций, которыми должен обладать выпускник школы.Совет Европы определил пять групп ключевых компетенций, которым он придает особое значение и которыми школа должна «вооружить» молодежь. 1. Политические и социальные компетенции, связанные со способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и в развитии демократических институтов. 2. Компетенции, касающиеся жизни в поликультурном (многокультурном) обществе. Чтобы препятствовать возникновению расизма или ксенофобии, распространению климата нетерпимости образование должно «вооружить молодежь» межкультурными компонентами, такими как понимание различий, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков и религий. 3. Компетенции, определяющие владение устным и письменным общением, важным в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто или не обладает, грозит изоляция от общества. К этой же группе общения относится владение несколькими языками, принимающее все возрастающее значение. 4. Компетенции, связанные с возникновением информационного общества. Владение новыми технологиями, понимание их применения, их силы и слабости, способность критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации и рекламе. 5. Компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни. Каждая из ключевых компетенций – это комплекс умений и знаний, относящихся к определенной сфере практической деятельности, в которую в той или иной мере вовлечен любой человек. Между ключевыми компетенциями невозможно провести резких границ. Н-р, компетенцию в сфере самообразования весьма сложно отделить от компетенции, относящейся к методам работы с информацией. Компетенция в социальной сфере обязательно включает в себя коммуникативные умения.В настоящее время в педагогической науке нет единого подхода к выделению основания, на котором строится «номенклатура» компетенций, а значит, не представляется возможным составить их полный список. Тем не менее мы ставим довольно амбициозную задачу – создать в школе условия для формирования ключевых компетенций. В основе образования, формирующего ключевые компетенции, на наш взгляд, должны лежать тренинги, в ходе которых отрабатываются соответствующие умения, а собственно предметное содержание в таком тренинге играет роль среды, в которой моделируется деятельность.Российское образование пока в незначительной степени ориентирована на формирование ключевых компетенций. Есть ряд дисциплин, которые в силу своего содержания имеют компетентностное наполнение, н-р, иностранный язык, информатика, технология, ОБЖ. Однако смысл компетентностного образования в том, чтобы все школьные предметы в комплексе решали некоторые общие задачи. Отчасти эти общие задачи уже просматриваются в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта. Во-первых, во вводных разделах, предваряющих предметные стандарты для каждой ступени общего образования, формулируются общие учебные умения, навыки и способы деятельности, которые должны формироваться у школьников в результате освоения содержания образования на данной ступени. Во-вторых, требования к уровню подготовки выпускников по многим предметам предполагают овладение однотипными умениями, связанными с анализом информационных источников и научными методами познания. Однако даже эти, довольно скромные, признаки компетентностного подхода, наблюдаемые в стандарте, пока практически отсутствуют в реальном содержании обучения большинству предметов.Выход видится в дополнении имеющихся в учебниках материалов специальными учебными заданиями, формирующими или тренирующими компетенции. В этом случае содержание соответствующих параграфов рассматриваются как среда, а не как материал, который во что бы то ни стало необходимо усвоить учащимся. При этом речь идет об акцентах. А именно, акцент на компетентностных заданиях стоит делать в основной школе, акцент на академических заданиях – в старшей школе, да и то лишь тогда, когда предмет изучается на профильном уровне, т.е. с прицелом на соответствующий вступительный экзамен. При этом развитые у школников компетенции в большей степени будут работать на овладение академическими знаниями. Ведь освоение предметного содержания тормозится, главным образом, неразвитостью у школьников общеучебных умений (познавательных, информационных, коммуникативных), которые мало чем отличаются от ключевых компетенций.Какие задачи необходимо решить для переориентации школьного образования на формирование ключевых компетенций?

1. Определить перечень ключевых компетенций, необходимых выпускникам для осознанного самоопределения и самореализации.

2. Очертить круг знаний, умений и навыков, в совокупности определяющих каждую из ключевых компетенций.

3. Переориентировать педагогический коллектив от формирования узкопредметных знаний к формированию ключевых компетенций.

4. Переработать содержание каждого общеобразовательного предмета с учетом главной задачи – формирования ключевых компетенций.

5. Разработать и внедрить в педагогическую практику эффективные технологии, направленные на формирование ключевых компетенций. Усилить практическую ориентацию общего среднего образования.

6. Обеспечить профильность старшей школы. Увеличить время на самостоятельную работу (рефераты, проектирование, исследовательская и экспериментальная деятельность).

7. Усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса, путем создания и реализации вариативных образовательных программ, ориентированных на разный контингент учащихся от одаренных детей до детей с ограниченными возможностями.8. Повысить роль коммуникационных дисциплин, прежде всего информационных технологий, русского и иностранных языков.Переориентации школьного образования в русло компетентностного подхода будет способствовать также развитие информационно-коммуникационных технологий в обучении.Использование компьютеров расширяется не только в профессиональной деятельности и повседневной жизни людей, но и в образовательном пространстве. Эта тенденция объективна, а потому развитие информатизации школы мы рассматриваем как одну из основных задач. Однако, по нашему убеждению, информационно-коммуникационные технологии не должны стать самоцелью, они – лишь дополнительное средство, с помощью которого возможно реализовать новые формы учебного сотрудничества учителя и ученика в целях их совместного творчества и личностного развития.Совместные учебные проекты с использованием компьютера уже сейчас позволяют через предметное содержание влиять на развитие мотивационно-ценностных, операционально-деятельностных и рефлексивно-регулятивных компонентов личности школьника. В некоторых ситуациях дети оказываются более умелыми, более «продвинутыми» в ИКТ, чем взрослые. И тогда уже они предлагают помощь учителю или действуют по его просьбе, создавая электронные учебные материалы для занятий. Такое сотрудничество взаимовыгодно для обеих сторон.Внедрение информационно-коммуникационных технологий обучения мы рассматриваем также как один из мощных рычагов личностно-профессионального развития педкадров. Новизна и современность, надежды на облегчение своей деятельности и получение высоких результатов обучения, возможность расширения границ общения и извлечения ранее недоступной информации – вот далеко неполный перечень факторов, которые делают притягательными ИКТ для учителя. Более того, образ самого себя как профессионала, владеющего новейшими технологиями и имеющего возможность на их основе создавать авторские разработки, размещать свои тексты во «всемирной паутине», безусловно привлекателен для педагогов.

3. Проблемы, связанные с управлением качеством образования. Говоря о качестве образования, необходимо подчеркнуть, что оно не ограничивается качеством обученности. Качество образования определяется его мировоззренческой направленностью и усилением воспитательных функций обучения. А потому при оценке качества работы школы нельзя ограничиться лишь критериями обученности детей и подростков. Личностный рост ребенка в духовной сфере не может быть зафиксирован в измеряемых верифицированных данных. Между тем введение стандартов образования и введение единого государственного экзамена в штатный режим неизбежно приведут к усилению роли формальных показателей в оценке деятельности школы. Учитель будет вынужден ориентироваться в своей работе на требуемый результат, что усилит противоречие между осознанием педагогами своей миссии в культуре и реальной возможностью ее осуществления. Чтобы как-то смягчить негативные последствия такого перекоса, необходимо:- совершенствовать и развивать педагогические технологии, позволяющие с минимальными затратами сил и времени ученика выйти на необходимый базовый уровень стандартов образования;- расширить поля вариативности образования не только в старшей профильной, но и в основной школе, что позволит не держать способных учащихся на голодном пайке стандартов;- разработать и реализовать на практике управляющую систему, стимулирующую педагога и ученика выходить за рамки формальных результатов их совместной деятельности. Важнейшими составляющими такой системы должны стать Управляющий Совет и внутришкольная система комплексной оценки деятельности педагога и школы, включающая не только результаты тестового контроля, позволяющего судить о знаниях, умениях и ключевых компетенциях учащихся, но и качественные характеристики учебно-воспитательного процесса в целом. Сложность разработки и применения качественных критериев педагогической деятельности очевидна. При их применении оценка труда учителя складывается не столько исходя из заданных сверху усредненных результатов, сколько из фиксации динамики роста каждого данного конкретного ученика по принципу «был-стал». Такой подход затрудняет контроль со стороны вышестоящих организаций и усложняет администрации управление учебно-воспитательным процессом в школе, так как требует обработки большого массива данных. Кроме того, в духовно-нравственной сфере личностный рост ребенка, как правило, проявляется в трудно фиксируемых косвенных показателях, а результаты деятельности педагога, помогающего осваивать ученику ценности и смыслы культуры, зачастую являются отсроченными. Тем не менее, отдавая отчет в сложности применения качественных характеристик к оценке педагогического труда, мы видим всю продуктивность такого подхода, которому, по сути дела, нет серьезной альтернативы. Необходимо также серьезно пересмотреть сложившуюся в школе систему оценивания учебных достижений учащихся, которая мало объективна, мало информативна и не ориентирована на личностно-ориентированные технологии обучения. В целях повышения объективности оценивания учебных достижений учащихся и усиления стимулирующей роли оценки необходимо расширить используемую шкалу оценки учебно-познавательной деятельности учащихся.Повышению эффективности управления школой, по нашему убеждению, будет способствовать создание Управляющего Совета. Действительно, ситуацию, при которой общественность, в том числе родительская, лишь со стороны наблюдает за происходящими в школе процессами, которые оказывают огромное влияние на наших детей, иначе, как парадоксальной, не назовешь.В Англии, где уже много лет действуют Управляющие советы, наблюдается прямая зависимость между эффективностью работы этих органов и эффективностью работы школ.Введение Управляющего Совета позволит:- реализовать законодательно определенные права педагогов, обучающихся и их родителей на участие в управлении школой;- более полно удовлетворять потребности и интересы участников образовательного процесса;- совершенствовать условия пребывания детей в школе, повышать качество комфортности школьной среды;- укрепить экономическую базу школы через привлечение внебюджетных средств;- развивать согласительные механизмы по решению общих задач.

4. Проблемы, связанные с эффективностью воспитательного процесса.

Происходящее в последнее время сужение возможностей построения учебно-воспитательного процесса в целом на глубоких ценностных и смысловых основаниях диктует необходимость углубления и расширения подходов к совершенствованию воспитательной системы школы, в которой наметились определенные противоречия, имеющие, в основном, объективные причины, а именно:- стремление школы удержать в качестве приоритета воспитания опору на ценности и смыслы культуры в условиях повсеместной эскалации ценностей рыночных, преимущественно прагматических;- растущий прагматизм семей, вступающий в противоречие с искренним стремлением школы расширить панораму жизни молодого человека, предоставив ему возможность испытать радость общения с природой, искусством и сверстниками в различных творческих объединениях;- экспансия виртуальной реальности, технологически изощренной и привлекательной, вытесняющей не способного конкурировать с ней педагога из событийной сферы жизни ребенка.Принимая во внимание сдвиги в общественном сознании, произошедшие в последние десятилетия и серьезно повлиявшие на эффективность работы сложившейся в школе воспитательной системы, мы, тем не менее, и впредь будем сохранять ее базовые культурологические основания. Но сохраняя избранную стратегию воспитания, будем постоянно модернизировать его тактику, выстраивая ее в соответствии с особенностями современного восприятия мира молодыми людьми.

5. Проблемы, связанные с состоянием материально-технической базы и социальным окружением школы.

Достижение современного качества образования невозможно без соответствующей материально-технической базы. Это аксиома, которая зачастую игнорируется.Какие сложности мы испытываем в плане материально-технического оснащения учебно-воспитательного процесса?1. Наша школа, построенная более полувека назад, нуждается в капитальном ремонте, а не в косметическом «латании дыр». 2. Из-за малой проектной мощности мы вынуждены работать в две смены, что, конечно же, препятствует развитию системы дополнительного образования.3. Возможности устаревшего учебно-лабораторного оборудования не соответствуют требованиям усиления практической направленности процесса обучения.Не меньше проблем создает и сложившаяся вокруг школы разноплановая инфраструктура, которая играет как позитивную, так и негативную роль.С одной стороны, расположенные по соседству объекты культуры учреждения дополнительного образования, с которыми школа достаточно активно сотрудничает, гармонично дополняя учебно-воспитательный процесс, расширяют возможности школы в более полном удовлетворении образовательных запросов обучающихся и организации их досуга.С другой стороны, непосредственная близость рынка, авто- и железнодорожного вокзалов, объектов игрового бизнеса создают множество проблем, накладывающих негативный отпечаток как на школу в целом, так и на реализуемый ею учебно-воспитательный процесс. Н-р, вокруг рынка, к которому стягиваются людские потоки иногородних, торгующих, нищих, царит антисанитария и беспорядок. Дороги перегружены, не соблюдаются никакие правила, часто происходят ДТП, в которые попадают учащиеся школы.Проспект Ленина, на котором расположена школа, представляет собой невообразимо шумное и перегруженное транспортным средством скоростное шоссе. Уроки вести при открытых окнах невозможно из-за загазованности окружающей среды и шума.

6. Проблемы, связанные с сохранением и развитием здоровья учащихся, а также реализацией одной из задач школы – обучением слабослышащих детей.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни и физических дефектов. Свою основную задачу в плане сохранения и укрепления здоровья обучающихся мы видим в создании необходимых условий, отвечающих состоянию здоровья школьников. Иными словами, если задача медицины – воздействовать на причины болезни, то задача педагогики – воздействовать на причины здоровья. Причины здоровья – это категория, характеризующая условия формирования конкретного человека, становления и развития его психических и духовных качеств, физического совершенства, целевой жизненной установки.Статистика последних лет свидетельствует о резком увеличении количества детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и слабослышащих. В основном обучением таких детей занимаются в коррекционных учебных заведениях и школах-интернатах.Между тем, развитые страны уже осознали, что концепция сегрегации лиц с ограниченными психическими и физическими возможностями не имеет перспектив дальнейшего развития не только из-за больших финансовых затрат, но, прежде всего, из-за этических, психолого-педагогических и общечеловеческих принципов. Поэтому все большее распространение получает практика интеграции и совместного обучения детей с различным психофизическим и социальным статусом. Развитие и расширение интеграционных практик в сфере общего и коррекционного образования не только дает возможность детям с отклонениями в развитии почувствовать себя полноценными членами общества, но и учит обычных детей сочувствовать, думать о другом человеке, помогать ему.На необходимость включения детей с отклонениями в развитии в среду обычных детей указывал в свое время Л.С.Выготский. Он писал: «Чрезвычайно важно с психологической точки зрения не замыкать аномальных детей в особые группы, но возможно шире практиковать их общение с остальными детьми… Глубоко антипедагогично правило, сообразно которому мы, в целях удобства, подбтраем однородные коллективы умственно отсталых детей. Делая это мы идем не только против естественной тенденции в развитии этих детей, но, что гораздо более важно, мы лишаем умственно отсталого ребенка коллективного сотрудничества и общения с другими, стоящими выше него, детьми, усугубляем, а не облегчаем ближайшую причину, обусловливающую недоразвитие его высших функций». Практика многолетней работы школы с детьми, имеющими проблемы со слухом, подтверждает это предвидение великого психолога. Поэтому данное направление деятельности необходимо развивать в направлении повышения интеграции таких детей с обычными.Традиционно выделяют 4 формы социальной и образовательной интеграции детей: временную, частичную, комбинированную и полную.Временная (эпизодическая) интеграция предполагает объединение детей с отклонениями в развитии и без них не реже 2-х раз в месяц для проведения различных воспитательных мероприятий, либо помещение нетипичных детей в класс массовой школы на определенное время с диагностической целью.Частичная (фрагментарная) интеграция имеет место в тех случаях, когда дети с проблемами в развитии посещают отдельные занятия, уроки в массовой школе, содержание которых им доступно и соответствует их возможностям.Комбинированная интеграция предполагает, что ребенок с отклонениями в развитии в течение всего дня находится в группе обычных детей и, кроме того, посещает коррекционно-развивающие занятия учителя-дефектолога.Полная интеграция подразумевает помещение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в обычный класс массовой школы до окончания срока обучения.Важно учитывать, что если полная модель интеграции может быть эффективна лишь для части нетипичных детей с относительно высоким уровнем психофизического развития, то частичная и особенно временная формы интеграции целесообразны для подавляющего большинства детей с ограниченными возможностями здоровья. Такая интеграция не только повысит уровень социокультурной адаптации таких детей, но и будет способствовать воспитанию обычных детей и подростков. На сегодняшний день практически любая потеря слуха с большой вероятностью успеха может быть компенсирована. Современный и качественный слуховой аппарат помогает ребенку адаптироваться в мире звуков. Но для этого необходимо проводить с ребенком занятия в специальных помещениях и с использованием современных технических средств.К помещению, в котором проводятся занятия со слабослышащими детьми, предъявляются ряд жестких требований: поверхности (стены, пол, потолок) учебной комнаты должны обеспечивать хорошее звукопоглощение, уровень шума в помещении должен быть минимальным. Или же они должны быть оборудованы звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования, современным сурдотехническим оборудованием.К сожалению, наше сегодняшнее состояние не позволяет развивать это направление деятельности, хотя востребованность в обучении слабослышащих детей с каждым годом растет.Проведенный проблемно-ориентированный анализ деятельности школы позволяет выявить следующие направления ее дальнейшего развития:1. Обновление содержания и технологий образования, их переориентация на формирование ключевых компетенций и комплексное использование возможностей ИКТ.2. Совершенствование материально-технической базы школы, приведение ее в соответствие с новым содержанием и технологиями образования. 3. Создание внутришкольной системы оценки и управления качеством образования на основе достижений теорий управления и педагогических измерений. 4. Совершенствование системы воспитательной работы. 5. Внедрение механизмов государственно-общественного управления школой.6. Внедрение механизмов, способствующих достижению школой определенной экономической самостоятельности.Развитие школы в указанных направления планируется осуществлять в соответствии с программно-целевым подходом путем разработки и реализации соответствующих проектов и программ.

VI. Этапы и сроки реализации Программы.

Программа будет реализовываться в три этапа.На 1 этапе – подготовительном (2006-2007гг.) планируется формирование ресурсной базы, необходимой для реализации Программы:- разработка целевых проектов и программ по каждому из определенных направлений развития школы- формирование у педагогических кадров компетенций, необходимых для решения стоящих перед школой задач- разработка необходимых нормативно-правовых и научно-методических материалов. На 2 этапе – экспериментальном (2008-2009гг.) планируется проведение экспериментальных работ по отработке новых моделей организации учебно-воспитательного процесса и внутришкольного управления качеством образования; внесение необходимых корректив в реализуемые проекты. На 3 этапе – завершающем (2010г.) будут подведены итоги проделанной работы и с учетом полученных результатов разработана новая Программа развития школы.

VII. Задачи и мероприятия по реализации Программы. Критерии и показатели оценки достижения предполагаемых результатов

№ п/пОсновные направления развития Задачи и мероприятия по их реализацииОжидаемые результаты
1234
1.Обновление содержания и технологий образования, их переориентация на формирование ключевых компетенций и комплексное использование возможностей ИКТСоздание на базе школы ресурсного центра1. Положение о деятельности шко-лы в режиме ре-сурсного центра.2. Постоянно действующие семинары для работников ОУ г.Нальчика.3. Новый опыт работы школы в режиме ресурсного центра.
Формирование компе-тентностно-ориентирован-ого подхода в обучении и воспитании1. Переход от традиционной образовательной практи-ки к деятельност-ной.2. Концепция ком-петентностно-ориентированного подхода в образова-нии.
Информатизация учебно-воспитательного процесса1. Функционирующая школьная медиатека2. Увеличение доли педагогов, использующих ИКТ в образовательной деятельности (до 30%).3. Наличие и поддержка работы школьного сайта.
Интеграция основного и дополнительного образования через формирование культурологической образовательной среды1. Модель культурологической школы
Реализация программы «Школа здоровья»1. Положительная динамика состояния здоровья участников образовательног процесса
Реализация Программы «Интегрированное обучение слабослышащих детей в общеобразовательной школе»Обучение слабослышащих детей до 9 кл. с получением ремесла.
Реализация Программы «Развитие экологической культуры участников образовательного процесса»Постоянно действующие тренинги по формированию навыков экологической культуры.
2Совершенствование материально-технической базы школы, приведение ее в соответствие с новым содержанием и технологиями образованияУлучшение экологичности и безопасности условий пребывания детей в школе1. Включение в титульный список на проведение капитального ремонта школы.2. Ограждение и благоустройство территории школы по периметру.
Реализация программы «Школьное лабораторное оборудование»Переоснащение школьных лабораторий современным учебно-лаборатор-ным оборудованием.
Создание внутришкольной системы оценки и управления качеством образования на основе достижений теорий управления и педагогических измеренийРеализация проекта «Управление качеством образования в школе»1. Перечень индикаторов по определению качества образования.2. Комплексная система оценки личных достижений учащихся и учителей.3. Внутришкольная система управления качеством образования.
Совершенствование системы воспитательной работыРеализация программы «Воспитание» Постоянно действующий семинар «Роль интерактивных технологий в развитии профессиональных компетентностей классного руководителя (педагога)»
Развитие культурологических оснований воспитания 1. Введение единой модели школьной формы2. Высокие показатели внутренней и внешней экспертизы уровня воспитанности учащихся школы
Разработка системы индикаторов по определению уровня воспитанности учащихся
Реализация проекта «Толерантное взаимодействие в поликультурной среде» (в рамках участия в проекте Британского Совета)1. Высокий уровень индекса толерантности у большинства участников образовательного процесса2. Создание Интернет-проекта «Северный Кавказ глазами детей»
Внедрение механизмов государственно-общественного управления школойРасширение участия общественных институтов в управлении школой 1. Создание модели Управляющего Совета
Реализация Программы «Ученическое самоуправление» Создание модели ученического самоуправления
Внедрение механизмов по достижению школой определенной экономической самостоятельностиПривлечение различных источников внебюджетного финансирования 1. Получение грантов по итогам участия в конкурсах и выставках2. Наличие платных образовательных услуг
Экспериментальная отработка механизмов нормативно-подушевого финансирования и новой системы оплаты труда.Модель нормативно-подушевого финансирования и новой системы оплаты труда.

Страница 36 из 36
Министерство образования и науки Российской Федерации
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

21111

221111

ноко

23111

24111

212133

25111

Без названия

444

 

ria

Yandex.Metrica